В горах Италии

Маршруты Червинии

В поисках источника жизни на границе легендарных горных районов
На границе Италии и Швейцарии всё сложно – потому что там стоит серьёзная и красивая гора!
Иван Малахов
Вот уже пять лет я много времени провожу в Долине Аосты – маленьком автономном регионе на севере Италии, граничащем со Швейцарией и Францией. В маленькой области удивительная концентрация известных на весь мир горнолыжных курортов, на большей части которых есть возможности для катания на велосипеде.

В Червинии – самый харизматичный байк-парк. Самый уникальный спуск идет по маршруту гонки Maxiavalanche и начинается на леднике, на высоте 3480 метров, это самая высокая точка для начала спуска на велосипеде в Европе! Эндуро гонка с массовым стартом, проходит каждый год в конце июля, в этом году я выиграл ее в зачете Maxiavalanche Challenger.

Для меня Валле д'Аоста – лучшее место для катания на велосипеде или лыжах в мире, больше 5000 лет в долине живут люди, которые набили огромное количество дорог и троп, подходящих для катания, плюс инфраструктура, подъёмники, курорты, искусственные байк-парки. Даже если упустить из внимания окружающие красоты, выбор в пользу долины очевиден!
Одну из самых прекрасных и необычных гор на земле – Монте Червино, он же Маттерхорн со всех сторон можно рассмотреть в этой долине, здесь летом катаются на лыжах на леднике Плато Роза, на велосипеде – в байкпарке, и совершают восхождение на саму вершину с итальянской стороны.

Это место – просто мечта для любителей зимних видов спорта и страдающих летом от недостатка снега, который здесь доступен круглый год – подготовленный трассы, подъемники, сноуборд парк. До часа дня вы находитесь в зиме, затем спускаетесь в лето, и можно погулять.
Активности региона
1
Треккинг
Одна из визитных карточек этого места – Lago Goillet – озеро плотного изумрудного цвета с величественной плотиной, и невероятным рельефом вокруг, но прогулка вокруг – это только разминка, дальше вам стоит забраться на перевал Cime Biance 3000 полюбоваться на Gran Lago, далее через перевал Col Du спуститься к Saletteи по 107-й тропе, она же знаменитая "Балконата", вернуться к город, неотрывно наблюдая величественную гору.

Нужно сходить к плотине и озеру Cignana через одноименный перевал или подняться туда из Вальтурнанша.

Ещё пара идей для однодневных походов в долине: погулять по маршруту в сторону долины Аяс, подняться на перевал Col de Nannaz, забраться на вершину Grand Tournalin.
2
Трейлраннинг
Маршрут на Брайтхорн, пожалуй, с точки зрения трейлраннинга, самый высотный, экстремальный и интересный в районе. При относительной простоте тропы, главной проблемой становится перепад высот за одну тренировку – более 2000 метров набора. Это можно сделать только с хорошей физической подготовкой и акклиматизацией. Но оно того стоит! Спуститься вниз можно по этому же маршруту. Или же, если повезет, и ледник на швейцарской стороне закроет большим слоем снега, то можно спуститься пешком в Церматт с перевала Теодулл. Но, повторимся, это требует серьёзных навыков.
3
Альпинизм
Брайтхорн
Классический маршрут, 1Б, Траверс, 3А
Общий вид массива Брайтхорн. Зеленая линия – альтернативное начало маршрута от Klein Matterhorn
Фото © Google Earth
Брайтхорн (Breithorn, 4164 м) часто называют самым доступным четырёхтысячником в Альпах. Благодаря канатным дорогам, поднимающимся как со стороны Италии, так и со стороны Швейцарии, восхождение по классическому маршруту – это просто лёгкая прогулка.

Путь подъёма прост и довольно безопасен, а в хорошую погоду открывается замечательный вид на Маттерхорн. Более амбициозные восходители могут пройти траверс массива с востока на запад.
Массив Брайтхорн, красная линия – классика, синяя линия – траверс массива
Фото © Outdoor-clan.de
Классический маршрут на западную вершину: снег, в конце сезона возможны участки льда.

Траверс массива с востока на запад: снег и скалы, ключ маршрута оборудован стационарными кантами.

Из Червинии к началу подхода под маршрут можно подняться на канатной дороге. В настоящий момент строится дополнительная линия канатной дороги, которая соединит итальянский и швейцарские подъёмники, что позволит сократить время подхода со стороны Италии почти на час.
Шато-де-Дам
По юго-восточному гребню
Юго-восточный гребень Шато-де-Дам
Фото © Wikipedia.org
Маршрут на Monte Chateau de Dames (3488 м) оценивают как 2Б, 800 м, скалы II-III категории сложности.

Относительно простой, но, к сожалению, разрушенный гребень выводит на вершину. Восхождение можно совершить, стартуя прямо из Червинии.
Панчерот
По западному гребню
Западный гребень Панчерот
Фото © Wikipedia.org
Маршрут по западному гребню на Mont Pancherot (высота 2614 м, 3А, 600 м) – это в основном простые скалы II-III, ключевой участок маршрута – последние 50 м, IV.

Неприметная гора в отрогах Маттерхона, с вершины которой открывается замечательные виды на всю долину Вальтурнанш. С одной стороны на вершину ведет пешеходная тропа, но с другой, по западному гребню, проложен скальный маршрут. Короткий скальный гребень представляет собой неплохую разминку перед восхождением на Маттерхорн, к тому же маршрут ходят без ночевки за один день из долины в долину.
Маттерхорн / Монте Червино
Маттерхорн (4478), юго-западный гребень – «гребень Лион», 4А-4Б

Подход от Брёй-Червиния до приюта Абруцци на север по грунтовке. Мимо водопада и по серпантинам тропа приводит к приюту на высоте 2800 м. От Червинии 2-3 часа. Далее от хижины идти на северо-запад по хорошей тропе. По осыпным склонам подойти под первый скальный пояс, его обойти слева по полкам и плитам I-II категории. Дальше по очевидной тропе на осыпном склоне подняться под второй скальный пояс, пройти его в левой его части. Третий скальный пояс пройти по узкому кулуару-камину. Подход под него – по 20-30° осыпному склону, тропа маркирована. Кулуар начинается на 100 м левее снежного пятна, под основанием третьего скального пояса.
R0-R1 По кулуару с табличкой в основании подниматься прямо вверх. Скалы 2-3 категории 30-60°. В верхней части кулуар сужается до камина, и по его левой части выйти наверх скального пояса. Участок около 100 м. Желательно использовать веревку.
R1-R2
Повернуть направо и по «бараньим лбам», обходя сложные участки по полкам, подняться вверх по скалам 1-2 категории. При наличии снега или мокрых скалах на этом участке может понадобиться верёвка. Через 200-250 м выйти на край снежного поля. Дальше в зависимости от состояния снега – по правому краю снежного поля 1-2 категории или по скальному контрфорсу правее него.
R2-R3
По скальному контрфорсу, в основном по правой его части, вверх по скалам 1-2 категории, с отдельными участками 3 категории. Скалы до 50°. Двигаться ещё 250 м до начала траверса. Чаще всего до траверса на седловину Лион маршрут можно идти одновременно, однако существует опасность срыва. Так что учитывайте уровень подготовки своей группы.
R3-R4
Траверс на седловину Лион начинается под основанием башни вершины 3715. Начало тропы справа за перегибом склона, важно не уйти выше на скалы. Траверс около 150 м по склону 30-45°с выходами скал 1-2 категории. Внизу сбросы! При большом количестве снега необходима страховка.
R4-R5
На седловине повернуть направо. По правой стороне юго-западного гребня подойти под скальный пояс (50 м). Пояс проходить по линии гребня по скалам 3 категории. Дальше продолжить двигаться по гребню (скалы 2-3 категории). Встречаются забитые анкера. Через 200 м скальная ступень с канатом. Участок 30-50°.
R5-R6
По стене 15 м, 90°, 4-5 категории прямо вверх. Можно придерживаться за канат.
R6-R7
До хижины Карелла еще 50 м, 1-3 категории, 30-40°. Здесь ночёвка. В сезон хижина переполнена, стоимость ночлега 16 евро с человека (кладешь деньги в ящик на стене). Есть туалет и одеяла. Вода из снега вокруг хижины. Есть общественная плита, посуда, большой баллон с газом.
R7-R8
На следующий день нужно выходить чем раньше, тем лучше. Выше хижины – участок с канатом и цепью – 30 м, 50-100°, 3-5 категории. В конце участка карниз с выносом 1 м. В звенья цепи вщёлкивается карабин.
R8-R9
Дальше по системе полок, местами с канатами, сначала влево вверх, потом вправо вверх. Под основанием ближайшего от хижины жандарма юго-западного гребня уйти вправо в кулуар (80 м, 40-50°, 2-3 категории). Встречаются анкера.
R9-R10 По левой части кулуара-камина (провешен канат) идти вверх по скалам 3-4 категории, 60-80°, 20 м. От конца каната траверс вправо по полке 10 м. Дальше вправо вверх по скалам 60-80°, 3-4 категории, 20 м в сторону гребня, видного над головой. Перед выходом на гребень траверс вправо 10 м, 4 категории.
R10-R11
Дальше сначала по линии гребня 10 м, через короткую стенку типа бараньих лбов, потом по плитам вправо 30 м до психологического траверса вправо за угол. (Вверх во внутренний угол не лезть!). По полке уйти 5-7 м вправо. Потом перелезть через небольшой гребешок, немного приспустившись. Анкер. Участок около 60 м, 2-4+ категории, 40-80°.
R11-R12
От анкера траверсировать по плитам (бараньим лбам) вправо вниз до троса. Трос идет вдоль скал, по их нижнему краю. В межсезонье трос в снегу. Страховаться за трос, идти вправо до скальной стенки. Под её основанием анкера. 50 м, 2-3 категории, 30-50°.
R12-R13 Дальше вправо вверх через скальную стенку с уступами – 8 м. Выйдя за неё, двигаться налево по снежному склону со скальными островами. Путь движения идет прямо вверх в сторону большой цепи, выводящей на гребень Grande corde. До основания цепи около 50 м, участок 2-3 категории, 30-60°.
R13-R14
По скальной стене с карнизом в нижней части, страхуясь за звенья металлической цепи (карабин вщёлкивается) выйти на юго-западный гребень. (25 м, 70-95°, 4-5 категория). На участках R7-R14 обгон идущих впереди групп затруднителен.
R14-R15
Дальнейший путь более однозначен. По юго-западному гребню, в основном по его левой части, по скалам 2-3 категории, 30-60° со снежниками между ними через 300 м подняться на предвершину – пик Тиндаль (Tyndall), 4241м. На участке встречаются анкера.
R15-R16
С пика Тиндаль немного приспуститься вниз в сторону видного впереди вершинного бастиона Маттерхорна. Двигаться по гребню через несколько жандармов 2-3 категории, местами есть короткие спуски. Примерно через 150 м – основание вершинного бастиона.
R16-R17 По гребню-склону двигаться под левую часть скального основания вершинного бастиона. Через 80 м канаты (30-70°, 2-4 категория). Ориентирование несложное, местами встречаются анкера, и скалы сильно исцарапаны кошками.
R17-R18
Вдоль канатов (карабин не вщёлкивается, страховка через точки крепления канатов) уходим сначала направо за угол, потом прямо вверх по стене 60-80°, 40 м, 3-4 категории. Дальше по снежному склону 2 категории 30 м, 30° вправо вверх в сторону хорошо видной ключевой стенки маршрута (канаты и лестница).
R18-R19
Вверх по стене 70-100°, 50 м, 4-5+ категории. Сначала вдоль канатов, потом через карниз. На карнизе лестница. Внимание! Сверху могут спускаться восходители, уже поднявшиеся на вершину.
R19-R20 Дальше траверс влево по плитам, потом прямо вверх по скальному ребру, до его выполаживания на итальянской вершине Маттерхорна (4476 м). Почти весь участок провешен канатами 50 м, 2-4 категории, 30-80°. До швейцарской вершины (4478 м) нужно пройти по снежному гребню 2 категории, 30-40° около 60 м.

Спуск
по пути подъёма или на северо-восток по гребню Хёрнли (примерно 3Б-4А). Подъём от хижины Карела до вершины занимает около 8 часов при хорошем состоянии маршрута и малом числе групп. Спуск занимает около 6 часов, так что на врсхождение выходить как можно раньше. Возьмите верёвки по 50 м, и набор френдов. При большом количестве снега ледорубы и кошки обязательны.
Маттерхорн (4478), Юго-Восточный гребень «гребень Фурген» F5а 1800 м со стартом и финишем в Броиль-Червинья (Breuil–Cervinia).

От хижины Абрутце (2810м) сначала вверх по тропе к гребню Леон (Leongrat) около 500 метров (первый взлет). Далее в направлении перемычки у основания Юго-Восточного гребня (гребень Фурген). В ясную погоду видна небольшая хижина Босси (Bossi) это сходный бивак под началом маршрута и ориентир движения. Двигаться к хижине по моренам и леднику под основанием южных стен Маттерхорна. Последний крутой взлет проходится сначала по широкому снежному склону вверх влево (в обход бараньих лбов) с выходом на широкий снежный склон под белым скальным поясом. Далее по этому склону вправо вверх под белые скалы и затем по скалам (1-2 к.с.), по границе белых и серых скал, на осыпной склон под перемычкой гребня, где находится бивак Босси (3300м). От хижины Абрутце 2 часа. От бивака Босси до начала маршрута (основание гребня) 300 метров по осыпям и снегу, 5-10 минут.
R0-R1 30 м, 3-4 к.сл. Из под основания гребня вправо по небольшой полочке на Восточную сторону гребня. Затем вверх почти до острого ребра.
R1-R2 30 м, 3-4 к.сл. От сюда по небольшой стеночке вверх к ребру гребня, перелезть его и по широкому внутреннему углу к полке, которая выводит снова на Восточную сторону гребня.
R2-R3 500 м, 1-2 к.сл. По полкам, плитам и бараньим лбам Восточной стороны гребня вверх на Юго-Восточный гребень.
R3-R4 500 м, 2-3 к.сл. По гребню вверх, крутые взлеты обходятся по ходу движения справа, к острой снежной перемычке. Перемычка находится примерно 100-150 метров ниже основания вершинной башни. Ориентир большой острый жандарм справа на Восточных склонах (Восточной стене) Маттерхорна.
R4-R5 300 м, 2-3 к.сл. С перемычке по плитам и полкам, местами снег и лед, вверх вправо к перемычке небольшого гребешка между большим острым жандармом и основание вершинной башни. Отсюда влево к явному плечу Юго-Восточного гребня под крутым взлетом вершинной башни. Движение по плитам и бараньим лбам. Это объективно опасный участок (!), почти на всем протяжение пробивается камнями и льдом с вершинной башни.
R5-R6 40 м, 3 к.сл. С плеча вверх вправо по пологому кулуару-желобу (разрушенные скалы) на полку.
R6-R7 40 м, 1-2 к.сл. С полки вверх вправо по сильно разрушенным скалам, местами снег и лед, местами мелкая вытаявшая осыпь (!), под основание крутой стены. Станция на 2х крюках и анкере.
R7-R8 50 м, 5а к.сл. (ключевой участок маршрута) От станции траверсом влево к основанию не явно выраженного камина (внутреннего угла) к анкеру. Далее вверх по камину (30 м) разрушенные скалы (!), в верхней части камина возможен натечный лед. В камине встречаются старые крючья и забито 3 анкера. От последнего анкера влево на гребень и по нему к не большой полочке. Здесь станция анкер и два крюка.
R8-R9 30 м, 4 к.сл. От станции обойти нависание справа. Затем траверс влево за перегиб и по внутреннему углу (анкер) вверх на полочку. С полки влево вверх к ребру под нависание. Станцию можно организовать на старом крюке и анкере плюс свое железо.
R9-R10 30 м, 4 к.сл. От станции вверх к ребру и за перегиб на Южную сторону гребня Фурген к анкеру. Здесь станция.
R10-R11 35 м, 3-5а к.сл. Далее вверх по не сложным скалам к широкому внутреннем углу (10 м 3). По углу вверх под нависание, которое обходится слева (10м 4-5а). Затем вверх на гребень (15м 3).
R11-R12 100 м, 3-4 к.сл. По гребню на вершину.

Спуск по гребню Леон на итальянскую сторону с ночевкой в хижине Карел (Carrel). При хорошем темпе восхождения и спуска можно спуститься сразу к хижине Абруцци (Abrutzze).
Рекомендации восходителям:
На общественном транспорте или своем авто до поселка Броиль-Червинья (Breuil–Cervina) от сюда пешком (3-4 часа) или на джипе-такси до хижины Абруцци (около 40 мин). Джип стоит 12 евро с носа в один конец. Далее подход к биваку Босси (крохотная хижина по основанием гребня Фурген).

Ни троп не указателей нет, стоит двигаться наиболее логичным путем по направлению к хижине Босси или основания гребня Фурге (что одно и то же) по моренам и леднику под южными стенами Маттерхорна. Ориентир, если хижину не видно, мощный пояс белых скал чуть ниже основания гребня Фурген.

Последний взлет (подход под белый пояс и сами скалы) весьма неприятный — сперва крутой снежный склон, затем по разрушенным скалам к хижине. Белый пояс проходится в его левой части по границе серых и белых скал (чем ближе к белому поясу, тем виднее проход по скалам). В зависимости от времени года и состояния, может потребоваться страховка (заснеженные или обледенелые скалы). Воды на хижине нет. Но вокруг достаточно снега.

Хижина рассчитана на 9 человек (если по максимуму), вчетвером вполне комфортно. Есть кое какая посуда, но она грязная. Если облегчатся, то можно экономить на спальниках в хижине есть одеяла и матрацы. На хижине Каррел (на спуске по гребню Леон) есть общественный газ и посуда (к сожалению почти вся грязная), воды так же нет, но есть возможность натопить изо льда или снега. Ночь в хижине Каррел стоит 16 евро. Деньги берет смотритель хижины, но купить еду (завтрак или ужин) у него нельзя.
4
Скалолазание
Верховья долины Вальтурнанш (Valtournenche) изобилуют скалами, некоторые из них, наиболее доступные, оборудованы под спортивное лазание.

В самой Червинии, на скальном утёсе с церквушкой (Chiesetta), пробито с десяток не сложных маршрутов (5с-6b) — это сектор Chateau.

Сектор Gouffres des Bousserailles, расположенный чуть ниже по долине, предлагает дюжину более сложных маршрутов от 6a до 7c.

Еще ниже находится большой сектор Singlin. Здесь пробито около 50 маршрутов самой различной сложности от 3 до 8а, но большая часть из них на уровне 5с-6с. Добавляют разнообразия три мультипитча 6а, 6с и 7а.
5
Маунтинбайк
Самый харизматичный байк-парк региона Аоста – это, конечно, Червиния. Здесь меньше трасс по количеству, но со всех открывается роскошный вид на вершину Монте Червино (4478 м). Самый уникальный спуск идет по маршруту гонки Maxiavalanche и начинается на леднике, на высоте 3480 метров – это самая высокая точка для начала спуска на велосипеде в Европе! Эндуро гонка с массовым стартом, проходит каждый год в конце июля.

В Червинии есть много обзорных кросс-кантри маршрутов по грунтовым дорогам, не требующих особой подготовки. Но не байк-парком единым, в долине Червинии огромное количество «диких» троп для катания, которые при этом легко доступны с подъёмников. Это потому что в долине четыре горнолыжных курорта (!) зимой они входят в один ски-пасс.

Условно, если смотреть вниз, на левой стороне долины Червиния на 2050-3480 м, Вальтурнаш летом работает подъёмник с 1550-2250, Шамуа 1100-2450 и на правой стороне долины Торньон 1800-2200. На велосипеде в теории можно за один день сделать большой круг по всем курортам, что не возможно зимой на лыжах из-за особенностей рельефа.

Самый длинный спуск возможен на дно долины в город Шатильон (600 м над уровнем моря), откуда можно вернуться на автобусе или машине. Но и это еще не всё, из Червинии можно на велосипеде съехать в соседнюю долину Аяс – этот маршрут, естественно, для хорошо подготовленных райдеров, с возвращением в долину Червинии занимает от семи часов.

В этой соседней долине Аяс есть ещё несколько курортов из зоны катания «Монте Роза Ски», летом она называется «Монте Роза Байк» и объединена подъёмниками через перевал с курортом Грессоней и через следующий перевал с долиной Аланья, в соседней области Италии – Пьемонт. В Шамполюке (Аяс) и Грессоней есть сложные даунхильные трассы, но назвать эту область полноценным байк-парком нельзя, хотя маршруты промаркированы, часто они идут по грунтовым дорогам или вовсе прямо по горнолыжным трассам. Зато вы получаете доступ к диким тропам в высокогорной местности, верхняя точка доступная на подъемнике 2971. Область работает 25 июня – 4 сентября.
Понравилось? Расскажи друзьям
Больше маршрутов
Хотите ещё приключений? Продолжайте читать наш спецпроект.
Made on
Tilda