Мировой лёд
Ледовое Эльдорадо Южной Кореи
Текст: Кирилл Горохов
Фото: Елена Кочегарова, Наталья Сизова, griddable и архив автора
Фото: Станислав Лобзов
Наверняка, я предвзят. Нет, точно – я предвзят. К Южной Корее. Мне нравится эта страна. Очень многим. В том числе – огромными возможностями для аутдора. Своё место есть и у драйтулинга с ледолазанием. Не даром Кубок мира ежегодно проходит (а в этом году и стартовал) в южнокорейском Ченсоне (Cheonsong). Об этом месте на просторах Риск.ру немало написано. А вот о других ледолазных и драйтулинговых районах – куда меньше. По просьбе редакции попробую сделать обзор. Не всеобъемлющий, только то, что видел и лазал сам. Ну а если что не расскажу – то вы наверняка сможете найти немало интересного ЗДЕСЬ – ледолазанию на сайте посвящена отдельная страница.

Автор
Логистика

Обычно туристы прибывают в страну через международный аэропорт Инчон (иногда – через международный терминал Гимпо). 10-20 000 местных вон (на сегодня это около 60 руб. за 1000 вон) – и вы в Сеуле. Выбор шаттлов от Инчона до столицы велик. Не надо в Сеул? От Инчона идут автобусы чуть ли не по всей стране. На расположенных в аэропорту пунктах «Infodesk» вполне англоговорящие улыбающиеся работники вам подскажут.

Есть еще и паромы. Так раз в неделю можно попасть из Владивостока в город Сокчо (Sokcho), рядом с которым расположен известный всей Корее парк Сеораксан (и его ледопады, о которых я расскажу ниже). В пути паром сутки (если нет шторма).

Итак, мы в Корее. Допустим, в Сеуле. И хотим драйтулинга. В первую очередь нужно упомянуть про Дино Волл (Dyno Wall / The North Face Climbing Gym). Садимся в метро, выходим станции Суйю (Suyu, линия 4, выход 1), крутим головой в поисках вывесок North Face – всё, вы нашли его! Заходите в здание, 4 этаж. ДиноВолл один из крупнейших закрытых скалодромов в Корее. Помимо скалолазных трасс есть здесь и драйтулинг. На стенах – портреты Пак Хи Ёна, Шин Вун Сон и прочих звезд корейского ледолазания. Повезет – встретите там и их самих.

Работает Дино Волл с 10 до 22 в рабочие дни и с 10 до 20 в выходные. Стоимость дневной тренировки на сайте - 20 000 вон; по факту иногда мы договаривались о дисконте на месте.

Нюансы (помимо того, что драйтулим исключительно в тапочках и недопустимо использование молотками необозначенных под драйтул зацепов):

- Иногда ледолазов так много, что приходится стоять в очередь (обычно это сразу после ледолазного Кубка случается, когда в гостях у Дино Вола много спортсменов – участников ЭКМ),

- Порой просто-напросто запрещают драйтулить для безопасности скалолазов. В общем, лучше лазать в рабочие дни до обеда.

Станция Суйю – это и путь к «холодильнику» в магазине Kolon Sport, который носит название «Ice Palace of O2 World». В последнее время эта 15-метровая «сосулька» доступна лишь в теплое время года. Вот и в этом году она заработает с марта. Жаль; раньше эта забава была круглогодичной.
Итак, выйдя на Суйю, терроризируем местных вопросом, как доехать до храма Досенса (Doseon Sa) («Досенса темпл ми битте»). Подсказывали всегда. Немалое количество автобусов может доставить вас к стоянке, откуда вверх в гору идет неширокая улица. Тут, возможно, вам попробуют сосватать бесплатный шаттл собственно до храма; не надо. Пешком буквально 5 минут в гору – и справа по улице магазин Колон, а внутри него – 15 метров вертикально льда, доступного приблизительно за 700 рублей/час (оплата почасовая). Качество льда очень зависит от того, сколько народа его лазало с последней заливки. Мы попадали и на совсем целый, и на вовсе «дырявый».

Выйдя из Колона, перейдите улицу. Прямо напротив лавочка корейских «Варваркиных» - платформы к кошкоботам и фифы местных производителей.

Есть еще время, часов 5? Думаю, не пожалеете, если дойдете (или вернетесь на остановку и доедите-таки на бесплатном шаттле) до храма, находящегося прямо у входа в национальный парк Бухансан (Bukhansan) , известного фрагментами средневековых крепостей и красивейшими скалами Инсубонг (рядом с которыми в кафе вы можете ознакомиться с местным скалолазным гайдбуком (6С были точно)). Посещение парка – наш практически обязательный пункт в сеульских поездках.
Это – крупные формы. Порекомендую еще камерный болдерзал мистера Кима (Kim Jong Heon), постановщика трасс, считай, всех корейских соревнований. Найти его зал – определенный квест. Станция Beomgye 4-ой линии метро (та же линия, что и в случае с Суйю, но диаметрально противоположный конец), выход 6; от выхода через крошечный парк идем к перекрестку, перед ним, не переходя улицы, поворачиваем налево, и идем вдоль улицы, каторая идет слегка в гору; метров через 300 переходим по надземному переходу на другую сторону улицы, на ее правую по ходу движения сторону; как спустимся с виадука - слева окажется пятиэтажный дом, на пятом этаже которого – искомый зал. Уфф. Как мог – объяснил.

Зал небольшой, зато очень камерный, тихий и удобный. Цену сказать не готов – мистер Ким всегда отказывался от наших денег. Вечерком, возможно, заглянут знакомые по Кубку мира. Например, здесь тренируется Эймир МакСвигган, ирландка, ставшая при этом уже (почти) своей в Корее.
Потрясающее удовольствие от драйтулинга можно получить в Сеуле и вне зальных стен. Метро, линия 3, станция Дэйва (Daehwa). Выходим из метро, спрашиваем первого встречного как найти Дейва Волл, 3 минуты пешком и вот она.

Раньше на этой конструкции проводились корейские чемпионаты по драйтулингу. Но после инцидента на стенде с одним из клаймберов Дейву закрыли до выяснения обстоятельств, и прошлый год она была недоступна. Когда откроют – не ясно. Поскорей бы. Сто-о-о-лько драйва за 2-3 000 вон в день (!) мы не ожидали получить. К слову, в кибернезированной Корее на Дейве мы столкнулись с ситуацией no card, only cash.

Есть еще возможность полазать лед в сеульских пригородах, на ледопадах Панди и Гугок. Но мы туда не ездим. Безопасно работать может одновременно человека 2-3. Лед простой. Так Baekeun Gugok – это 80 метров, из которых лишь метров верхних 30 – WI 3 (а когда нагрызут дыр – и того нет), остальное – ногами идется по сути (но если что – вот логистика). Поэтому – покидаем столицу.

Про Ченсон расскажу кратко. Подробнее на «Риске» рассказано не раз участниками ЭКМ, в первую очередь Марьям Филипповой. Что отмечу – недавно в Ченсоне построили абсолютно новую драйтуллинговую конструкцию. Старая тоже не пропала. Она стоит рядом, перед корейской национальной Клаймбинг академией. Нужен драйтул мирового формата? Вам в Академию.
Но я люблю лёд. …Правда, с Большим льдом в Корее иногда напряженка. Чтобы всё замерзло и еще не растаяло: оптимальные сроки для поездки – первая декада февраля. Хотя иногда и это не панацея. Так иной год вовсе не пригоден для лазания самый большой айспарк Кореи Яндон (Yeongdong) . Но, допустим, год холодный. Поехали в Яндон. Станция метро Seoul Station линий 4 или 1. На ж/д вокзале берем билет до станции Яндон (часа 3 пути). Когда приедем – в нескольких сотнях метров от станции мотели по традиционным корейским ценам 40-50 000 вон за двухместный номер. До айспарка добираться лучше всего на такси (цену, увы, не вспомню; езды минут 15).
В парке находится немаленькая конструкция и фееричная по размерам ледовая стена. В своем максимуме она превышает 300 м по ширине при высоте до 110 м. Трассы от WI 2 до WI 4. Можно с нижней работать (но иногда лед сосулист и ноздреват), можно по лесенке подняться и навеситься сверху.

Порой (если погода позволяет) здесь проходят грандиознейшие открытые соревнования. Участников сотни! Не утрирую. Когда я там соревновался, только мужчин в возрасте 21-45 лет было 214! Нас разделили на 4 подгруппы, дав каждой по 2 трассы льда или микста, затем уже полуфиналисты и финалисты сражались на конструкции. Про эти соревнования (и секретные корейские фифы) я писал здесь.

Но, повторюсь, увы, парк в теплые зимы закрыт.
Еще одна особенность Яндона. Насколько я понял, это почти совсем непьющая корейская провинция (бывают у них такие). Когда мы вчетвером взяли себе на вечер перед соревнованиями бутылку местного замечательного вина (стандартная 0,7) организаторы на полном серьезе опасались, что мы не сможем выйти с утра на старт после этого.

Есть районы похолоднее, со льдом погарантированнее. Едем в Любимый город Сокчо, на Мэбави и ледопады Сораксана. 14-17 000 вон от Сеула до Сокчо. Ближний к вам автовокзал лучше уточнить в Infodesk, которых немало по городу. Мы уезжали и с Seoul Express Bus Terminal, и с Gangnam Bus Station. Автовокзалов в Сеуле много.

Автобус идёт часа 3. Выйдя в Сокчо, садимся на автобус 37 и едем до офиса Сораксанского национального парка (Seoraksan National Park). Ну или сперва доезжаем и заселяемся в любом ближнем мотеле, а затем идем в офис.
Это обязательное действие, если мы хотим на лед в парке. На отдельных участках парка есть воротца, где бдительный рейнджер может проверить ваш пермит. И количество этих пермитов на день ограничено. Так что не планируйте лед Сораксана на выходные. И следите за погодой. После сильных снегопадов (а порой там полметра и более в сутки высыпает) парк закрывают на 2-4 дня из-за угрозы схода лавин.

Если в офисе предложат оформить пермит через сайт или забронировать шелтер в горах через сайт же – отказывайтесь. Сайт на корейском, переводится коряво, а куча ссылок и вовсе в формате непереводимых картинок-баннеров. По крайней мере так было еще недавно. Пусть рейнджеру в офисе помогут. В том числе с переводом перечня водопадов, который тоже на корейском. Это бесплатно, как и сам пермит. Пермит вам сразу не отдадут; вы заберете его потом в специальном ящичке на входе в парк. Вход, кстати, платный. Но оно того стоит. Многочисленные (в том числе укрытые в горах) храмы, канатная дорога на одну из вершин, подъем на скалы Ульсанбави, поход к пещере-монастырю, подъем третью по высоте вершину Кореи гору Дэчонбон (1708 м) со встречей рассвета в шелтере у самой вершины – на это стоит выделить 2-3 дня.
Напомню – шелтеры обязательно бронируются заранее! Стоимость ночевки в районе 500 рублей. Электричество есть, продукты и газ – с собой.
Но на лёд можно и без ночевки. Интересных и доступных ледопада с этой стороны парка три. Два безымянных – просто «50 м» и «100 м». Оба WI 3, но нижний, что 50 м – с большой натяжкой. Расположены в одном ущелье, и представляют собой два последовательных каскада с удобными площадками перед каждым из них. Самосброс через деревья; на «100 м» понадобится делать прошивку или самовыверт.

Кстати, рейнджеры могут и не дать вам пермит сразу сюда, направив для «разминки» на WI 2 – 60-метровый Хендже, расположенный поблизости, а уж затем пустят куда покруче. Просите у рейнжеров карту! Без нее в парке местами трудно ориентироваться. К водопадам нет дорог. Так, тропка. От ворот парка – часа два дороги.

Но жемчужиной парка является 300-метровый Товагсан. До него также часа 2 пути, причём уже на подходах иногда приходится надевать кошки и брать в руки молотки. Нижняя широкая ступень метров 60-70, WI 3. Затем длинный наклонный ледовый выкат, приводящий к почти отвесной узкой верхней ступени.
Верхняя ступень метров 90-100, WI 4. Из-за ее узости количество пермитов на нее ограничено. Т.е вам вполне могут дать пермит только на нижний участок. И захочешь схитрить, слазить сам, без пермита – вряд ли получится. Иногда уже в 7 утра на верхней ступени очередь. И спрятаться от падающего сверху льда под ступенью негде. Кстати, иногда наверху рубятся так, что даже на выкате не знаешь, куда убежать, чтоб не накрыло. Спуск – справа от маршрута по скалам через шлямбуры. Спусковые кольца есть не везде!

Еще на Товагсане проводятся ежегодные ледолазные соревнования. Ну какежегодные… При нас их как минимум дважды отменяли. Один раз из-за катастрофических снегопадов и постоянно сходивших в ущелье лавин. Второй раз – из-за неожиданной для февраля оттепели, когда водопад «поплыл». При этом оба раза до стартов оставался день; уже и трассы готовы были… В общем, следим за погодой. И помним – первая половина февраля оптимальна по состоянию льда обычно.
На период соревнований Товагсан закрыт для восхождений. Но и поучаствовать в соревнованиях – здорово. Корейские болельщики – одни из самых замечательных в мире. Кроме того, можно вне ЭКМ сразиться на льду с ребятами в форме корейской национальной команды. А еще поболеть за 70-летних старцев, «вываливающих» на соревнованиях уровень WI 4.

Куда ещё? Ищем машину и едем на совсем другую сторону парка. Рейнджеры вам подскажут, как доехать. Прям ненадолго можно заскочить на миниатюрный, метров 20 высотой Шильпокпо, он же Шильсо (Shilso) Место, идеальное для тренировок скорости. Намерзающий на WI 3иногда ближе к 4, уже после пары выездов на него местных альпшкол он становится абсолютно «беговым», не круче WI 2.
И боль моя Сосунг… Развесистая ледяная «еловая лапа» тридцатиметровый участок которой – все WI 5. Но растет он на солнце и мало того, что замерзает не каждый год – он еще и тает систематически… Сколько раз были в Корее – ни разу не услышали «Можно». Всегда: «Извините, лазать опасно». И мимо рейнджеров на него попасть никак… Совсем рядом к их посту… Может, вам повезёт с замерзшим Сосунгом?

Там погода, тут погода… Есть в Корее место, где в первую декаду февраля мы ни разу не испытывали проблем со льдом, да еще каким! Целый массив линий под 10 одновременной работы высотой 50-70 метров. Ледодром искуственный, и замерзает год от года по разному. Но найти WI от 3 до 5 можно всегда. А порой таких нависаний по правому краю нальет! Это Мэбави (Maebawi)!!! Моя первая ледолазная «пятерка»…
Тут регулярно занимаются местные альпшколы, и потому в выходные может быть людно. И порой бывает нужно постоять в очередь, если в планах «тройка» только; или вовсе обойтись лазанием с верхней. Добраться от Сокчо можно на такси (неблизко и дорого) или местных автобусах. Но каких и как – рейнджеры в Сеораксане подскажут. Место известное…
Уфф… Немаленький обзор получился. И это лишь часть корейских драя и микста, известных мне и опробованных мной лично. как мне сказали корейцы – «самая интересная часть, но даже не половина». Будете в Корее – спросите местных. Ледолазы там есть почти в любом городе, и лёд (страна-то маленькая) почти всегда неподалеку. Удачного, яркого корейского льда!
Понравилось? Расскажи друзьям
Наши партнёры
Made on
Tilda