Risk Weekend. Маунтинбайк
2 сезон, 3 серия
Купите себе велосипед.
Не пожалеете, если останетесь живы.
Марк Твен
Для многих миллионов жителей Земли велосипед давно уже перестал быть спортивным снарядом. На работу, в магазин за продуктами, на прогулку с друзьями и, конечно, на тренировку можно поехать на «двухколёсном коне».

Существует несколько видов велосипедов и почти бесконечное множество вариантов их снаряжения. Нужно только найти байк, подходящий именно вам, в зависимости от того, чем вы собираетесь на нём заниматься. И хотя некоторые велосипеды стоят дороже среднего автомобиля, цена здесь не самое главное. Особенно если предполагаемая тренировка — это грозящий головокружением спуск с холма или преодоление ям и кочек памп-трека!

Вместе с героями очередного выпуска Risk Weekend разберёмся, что же такое горный велосипед (MTB), где собираются маунтинбайкеры и как вам влиться в их комьюнити, чтобы следующий сумасшедший спуск был уже ваш!
Команда
Наши герои
Мастер спорта по MTB, легенда Российского фрирайда, член Сборной России и участник Чемпионатов и Кубков Мира 2003-2009.
Серж Мальцев
Мастер спорта
Чемпион России 2015, участник этапов Кубка мира по даунхиллу, двукратный призер 24-часовой гонки по даунхиллу в Австрии.
Антон Румянцев
Райдер и гид
Быстро поняла, что тяжёлые стальные велосипеды – это скучно, и купила сначала кросс-кантри-байк, а затем хардтейл.
Валерия Якубова
Любитель
Прорайдер в дисциплинах байкеркросс, слалом, эндуро. Инструктор по горному велосипеду со стажем катания 15 лет.
Андрей Vlomoboy Алаторцев
Профессиональный гонщик
Есть выражение, которое меня в целом описывает: «Рождённый крутить педали – ходить не может!»
— Андрей Алаторцев
Маунтинбайк (горный велосипед) (англ. mountain bike, сокращённо MTB) — велосипед особой конструкции для катания по горам и бездорожью. Также это общее название спортивных дисциплин, связанных с использованием горного велосипеда.
История возникновения велосипеда возвращает нас в 1817 год, когда немецкий барон Карл фон Дрез смастерил первый двухколёсный самокат. Но прошло ещё почти 70 лет, пока в 1884 году не появился первый велосипед, похожий на используемые сегодня.

Что же касается маунтинбайка, то точной даты его рождения также нет. Но очевидно, что равнины велосипедистам в определённый момент наскучили. Есть две расхожих точки зрения на то, что считать днём рождения горного велосипеда. По одной он появился более 50 лет назад, когда один американский студент попытался съехать на велосипеде с горы. По второй – 30 лет назад, когда прошел первый массовый старт на горных велосипедах.

Но факт в том, что первый чемпионат мира по езде на горных велосипедах прошёл в 1990 году. Тогда же Международный союз велосипедистов наконец официально признал маунтинбайк отдельным видом спорта. В 1996 году горный велосипед включили в программу Олимпийских игр в Атланте, что, безусловно, стало большим толчком для его развития!

Сегодня наши герои рассказывают о том, как велосипед стал частью их жизни. А они сами – частью комьюнити байкеров. Но прежде чем продолжить, давайте научимся говорить на одном с ними языке.

На одном языке
Термины MTB
Спот, тема — общее название места катания.
Съезжалка — короткий спуск.
Памп-трек — специальная трасса без ровных участков: только ямы, кочки и контруклоны!
Гэп — расстояние между двумя препятствиями.
Ашанбайк — так в среде байкеров называют очень дешёвый и тяжелый велосипед с примитивной системой, который обычно продаётся в популярном гипермаркете и для серьёзных покатушек не годится.
Дроп — конструкция, отправляющая вас в полёт, или сам прыжок с неё навстречу приключениям!
Каденс — то, как часто ты крутишь педали.
Хардтейл — универсальный велосипед с жёсткой рамой и с одним передним амортизатором, без задней подвески.
Двухподвес — велосипед с двумя амортизаторами, спереди и сзади. Идеален для бездорожья.
Восьмёрка — после неудачного падения или чрезмерной нагрузки обод колеса может искривиться поперёк. Ты это сразу заметишь, если посмотришь на вращающееся колесо сверху — оно будет ходить из стороны в сторону.
Грипсы — рукоятки на руле, за которые держится велосипедист.
Вилка — часть велосипеда, к которой крепится переднее колесо. С амортизатором или без.
Кассета — система задних звёздочек.
Манетка — устройство на руле, которое отвечает за переключение скоростей.
Сначала как и все дети я каталась на велосипеде на даче, но быстро поняла, что тяжёлые стальные велосипеды – это всё-таки скучно. Тогда я купила себе кантрийный велосипед (для кросс-кантри – прим. ред.). Ездила на «кантрийнике» на даче, потом перевезла в город и стала ездить на нём там. В какой-то момент и это стало скучно, поскольку особой цели, кроме как кардио-нагрузки, я в этом не видела. Тогда и пришла идея купить хардтейл – велосипед более спортивной направленности, на котором уже можно что-то интересное делать. Так для меня началась эпоха велосипедного спорта.
— Валерия Якубова
Я очень хорошо помню свой первый спуск с горы! Около десяти лет назад, катаясь уже определённое количество лет в Москве, пытаясь уже прыгать, я услышал, что в Крыму есть такая маунтинбайкерская Мекка – Алушта, – где проводятся такие культовые соревнования как Alushta Cup. И тогда я решил поехать вместе с товарищем туда, чтобы впервые попробовать настоящий даунхилл. У меня тогда не было подходящего велосипеда, я поехал на том, что было.

Сев в поезд Москва-Симферополь, мы познакомились с одним парнем, который сказал, мол, зачем нам эта Алушта без подъёмника, поехали лучше на Ай-Петри – там есть подъёмник и нормальный настоящий даунхилл. Мы, недолго думая, согласились. В первый день мы поднялись, и тот человек, который нас сюда привёз, уносится куда-то вперёд, не оглядываясь – и наш спуск затягивается на часы… Для справки, обычно спуск там занимает около 15-20 минут. В общем, где-то к середине нашего спуска на горе уже начало темнеть, и мы впотьмах, где-то пешком, где-то едем! И вот уже звонит телефон, звонит Костя, спрашивает, «Антон, ну вы где?». Нет, потом мы все благополучно спустились и следующие 10 дней непрерывно катались, но этот спуск очень запомнился, было круто!
— Антон Румянцев
Такие истории бывают в жизни каждого, кто знаком с экстремальным спортом. Так сказать, полное и мгновенное погружение, в омут с головой. Но мы всё-таки так не рекомендуем. И советуем ставить цели постепенно.
Где же в Москве и Подмосковье можно развиваться в MTB постепенно?
По мнению Андрея популярные споты в Подмосковье — это Протвино, байк-парк в Ерино с маленькими перепадами, но с достаточно интересными трассами. Их немного, зато можно укататься за один день! В Москве это памп-трек в Строгино, горнолыжка в Орехово, там байкер-кросс и несколько даунхильных трасс, Чулково, там тоже есть, что попрыгать, кантрийные трассы тоже имеются.
Места
Куда ехать?
Спот в Ерино

Самый известный спот Подмосковья! Культовое место, где будущие и заслуженные мастера собираются вместе, чтобы «раздать» и весело обсудить десятки трасс от пампа до big air. Самые любимые темы московских байкеров – «Белка» и Васильевский спуск.
Памп-трек в Строгино

Популярный памп-трек Москвы расположен под мостом, поэтому он работает круглосуточно, в любую погоду и при любых температурах, а благодаря собственному освещению там можно кататься ночи напролёт!
Спот в КАНТе

Вдобавок к захватывающим трассам со всевозможными контруклонами, трамплинами и съезжалками этот спот предлагает невероятный сервис — самый настоящий подъёмник, который избавит тебя от необходимости тащиться в гору после стремительного спуска!
Памп-трек в Тушино

Отличный небольшой спот в шаговой доступности от м. Нагорная подойдёт для первых шагов в MTB – народу тут немного, а два памп-трека позволят не останавливаться на достигнутом и совершенствоваться снова и снова. Считается одним из первых официальных спотов для катания на горном велосипеде.
Spot Family спот в Куркино

Спот находится в Химках – очень уютный, гостеприимный и красивый. Любой новичок сразу чувствует себя частью семьи, энтузиасты регулярно обновляют трассы и испытывают новшества на себе, подтверждая их качество и безопасность.
Памп-трек и спот в Одинцово

Модный памп-трек в Парке отдыха имени Лазутиной на фоне одичавших кросс-кантрийных трасс смотрится довольно круто и по-европейски! Но и на споте Wild Ride есть, где разгуляться: в парке полным-полно классных траекторий!
Споты в Орехово

Ореховские споты пользуются большой популярностью за счёт многообразия охватываемых дисциплин: «Яма» приглянулась дёртджамперам даже за пределами Москвы, «Гора» ежегодно собирает толпу байкеров для скоростных спусков, а «Овраг» порадует даже самого трепетного фаната кросс-кантри.
Спот в Капотне

Самобытный спот на юго-востоке Москвы расположен на берегу реки – разом можно убить двух зайцев: и в живописнейшем месте покататься, и качественно потренироваться, не выезжая за черту города.
Спот QКожино

Недалеко от Щёлково есть очень интересный спот, рассчитанный на любой уровень катания: есть как трассы для отработки базовых элементов, так и «маленькие радости» для матёрых велосипедистов.
Спот в Кашире

Длинные техничные трассы с элементами даунхилла с захватывающими съезжалками, каменными секциями, большим перепадом высот и трамплинами. И всего в 100 км от Москвы. А какая там природа!
Памп-трек в ТРК «СпортЕХ»

Модульный памп-трек от PumpTrack Russia внутри ТРЦ «СпортЕХ» позволит обкатать новый байк даже зимой, однако летом там остаётся только велодорожка, а сам памп-трек на каникулы переезжает в Ступино в ФОК «Ока».
«Подкова», Лосиный Остров

Спот находится на месте старого стрельбища на северо-востоке Москвы. На твоё усмотрение здесь есть несколько мини-даунхилльных траекторий, три дропа, памп и твои любимые кочки.
Протвино

Культовое место, с регулярными соревнованиями. В наличии: трасса для дуала, два памп-трека, старые дёрты и синглтрек.
Опытные райдеры обещают, что новичку не придётся жаться по углам или стоять в сторонке на треке – здесь всегда готовы дать совет и поделиться опытом.

Попасть в байкерское сообщество достаточно легко – достаточно иметь велосипед и желание кататься. Всегда можно спросить что-то у ребят, попросить совета, и они все тебе с радостью обо всём расскажут. Если что-то случится или сломается, помогут починить, одолжат инструмент, поделятся аптечкой. В следующий раз, когда человек приезжает, его уже все узнают и довольно тепло относятся к новичкам.
— Валерия
Дух единения, который был в 1990-е годы, когда я начинал кататься, уже почти не ощущается: в те золотые времена все велосипедисты знали друг друга, а если не знали, то всё равно здоровались, поднимая руку…
Сергей
Если вам откажут в совете, то у таких людей нечему учиться – нормальный райдер всегда поделится своим опытом и подскажет в трудную минуту. Главное, не бояться спрашивать – мы не отказываем в помощи!
Андрей
Но чтобы к вам относились серьёзно, нужно и самому не плошать, ответственно подходя как к выбору велосипеда, так и своего снаряжения! О правильном подходе к занятиями маунтинбайком рассказывает Валерия.
«Самое главное правило – обязательно носите шлем. Без шлема кататься нельзя. – говорит Валерия. И продолжает – Это очень опасный вид спорта. Даже, если кажется, что ерунда – выйду из дома и ничего со мной не произойдёт – произойти, к сожалению, может много чего, а шлем, серьёзно, спасает!»
Нужно всегда проверять велосипед перед выездом, чтобы он был технически исправен. Тормоза, переключение, давление в покрышках – многие не обращают на это внимания, а потом прокалываются и падают на ровном месте. Всегда надевайте защиту, и, прежде всего, шлем. Без него я даже за хлебом не выезжаю.
Андрей
Ещё нужно аккуратно подходить к новому. Не смотреть на других, мол, они прыгают, значит, и я смогу – не всё так просто, лучше плавно прогрессировать, постепенно наращивать скорость и не рисковать безосновательно. Если можно какой-то опасный участок объехать, особенно на соревнованиях – лучше это сделать. Например, даже Вика Замалеева частенько не прыгает какие-то дропы, если видит рядом съезжалку, а она умеет их очень быстро проезжать – и она, не теряя времени, обходит рискованные места стороной.
Валерия
Долгое время велосипед считали мужским развлечением. И хотя это уже анахронизм, до сих пор он аукается в сообществе, вероятно, потому что маунтинбайк — действительно травмоопасный вид спорта.

Валерия: «У нас есть очень сильные спортсменки, например, Вика Замалеева, которая выступает в Европе. Но в целом по стране профессиональных женщин-райдеров, к сожалению, мало. Но так как маунтинбайк в России только недавно встал на уровень спорта, мы потеряли много лет – женский маунтинбайк показывал бы впечатляющие результаты, случись это раньше лет на десять».

Дисциплин в маунтинбайке множество. Но, как правило, какая вам ближе, становится понятно в процессе. Так что перепробовать вам придётся многие из них.

Стили
Основные дисциплины горного велосипеда
Кросс-кантри
Cross-country / XC

Абсолютная классика MTB: скоростная езда по пересечённой местности, гонки с техническими участками и затяжными подъёмами. На сегодняшний день это единственная MTB-дисциплина, получившая статус олимпийского вида спорта.

Кросс-кантри мы посвятили целый выпуск RISK Weekend в прошлом году.

Фрирайд
Freeride

Чистый фан, вне тропинок и дорог – свободное преодоление обрывистых склонов высотой до десятков метров, прыжки на высокой скорости, движение по узким извилистым тропкам, мостам, поиск новых вариантов и возможностей спуска.
Даунхилл
Downhill

Только экстрим, только хардкор! Самая безбашенная дисциплина, суть которой заключается в скоростном спуске по горному склону на время. В отличие от стандартных горных двухподвесов, велосипеды для даунхилла отличаются более мощной и тяжелой толстостенной рамой с огромным запасом прочности — не всякий байк способен пережить такой заезд!
Байкер-кросс
4X

Повзрослевшая версия BMX: пересев с маленьких трюковых велосипедов на горные, участники соревнуются между собой на спуске по трековым трассам, не пренебрегая даже рукоприкладством — естественно, в рамках спортивной этики.
Слалом
Dual-slalom / DS

Вспомним фишку лыжного параллельного спуска: здесь тоже трасса разделена пополам, участники несутся каждый по своей стороне, но сложностей им добавляют трамплины, кочки и повороты – и здесь не до трюков и понтов, ведь дорога каждая секунда, а просчёт в приземлении может стоить победы.
Триал
Trial

Не только скорость придаёт MTB зрелищности! В триале одно только умение точно ловить баланс и находить точки опоры там, где их, казалось, и быть не может, заставляет замирать в восхищении! Найти трассу можно где угодно, хоть в городе, хоть в лесу, но когда байкер отправляется в горы, происходит настоящее волшебство!
Эндуро
Enduro

Сейчас это чуть ли не самая популярная дисциплина MTB, вобравшая в себя всё лучшее от фрирайда, добавив перца от даунхилла, но прихватив лёгкий велосипед из кросс-кантри. Эндуро – это сумасшедший сплав езды по диким местам, техничной отработки всех препятствий и дерзкого вызова.
Самая сумасшедшая вещь, которую я когда-либо делала: самостоятельно собрала себе двухподвес 200 на 200 мм. И я об этом не жалею, он прекрасен!
— Валерия
Рассказывая о дисциплинах маунтинбайка, мы уже коснулись вопроса о том, каким должен быть велосипед для каждого из них. И вопрос это непростой.
«В маунтинбайке велосипед играет большую роль – он очень сильно может помочь райдеру. Но сначала лучше нарастить технику, а потом собирать велосипед. Без мастерства даже самый крутой и технологичный байк не проявит себя на все сто процентов, даже а 10 не проявит! Хотя есть мнение, что длинноходный двухподвес может где-то помочь, простить некоторые ошибки, но при этом спровоцировать другие: например, человек не обращал внимания на каменистую секцию, потому что подвеска хорошо за него отрабатывает, а потом пересел на хардтейл и не понимает, почему у него то заднее, то переднее колесо подбрасывает… Человек, который хорошо ездит и понимает что и зачем – он и на хардтейле будет ездить как на двухподвесе, помогая ему «прилипать» к трассе и проезжать с большей скоростью».

— Валерия
Маунтинбайк – это такой гибрид технического вида спорта с физическим. Сборка велосипеда, безусловно, важна, но не настолько критична. Например, если велосипед для слалома в среднем весит 11-11,5 кг, собрать велосипед в 9 кг можно, но это не даст особого преимущества, а вот тяжелый велосипед в 13 кг и выше будет серьёзно ограничивать возможность быстро кататься. Для даунхильного велика вес 16 кг вполне нормальный, для эндуро оптимальный вес — 13-15 кг. Легче можно, но чтобы было прочно, придётся выложить очень много денег.

Сейчас в больших велосипедах, преимущественно двухподвесах, часто используются карбоновые рамы, они позволяют сделать вес существенно меньше без ущерба прочности — но такие велосипеды стоят как недорогая иномарка.

— Андрей
Экстремальные выезды в горы, памп, слалом – всем этим может заниматься любой, кто не боится большой скорости и каких-то препятствий на велосипеде.
— Андрей
Маунтинбайкеры – нередко клиенты травмпунктов и ортопедических салонов. Что поделать: человек – ещё более слабое звено в цепи, чем велосипед. Камням, понятное дело, от встречи с вами ничего не будет!

Андрей говорит, что самая типичная ошибка — нависание над рулём, когда руль используется не для управления велосипедом, а удержания собственного веса: «Соответственно, руки и плечи остаются напряжёнными, в какой-то экстренной ситуации на спуске колесо утыкается в камень или корень — и человек летит через руль. Всё потому что вес как бы оказывается спереди, и напряженные руки не могут отработать этот удар.

Правильно стоять на педалях, распределяя вес с помощью спины в ноги, а руки при этом остаются свободными от нагрузки — их можно согнуть, что-то прожать, отклониться назад, смягчить удар и так далее.

Падения случаются либо когда ты слишком в себе уверен, либо слишком рассеян. Но они в любом случае случаются! Для подстраховки, чтобы сгладить последствия, лучше походить на занятия, где учат правильно падать – любые секции борьбы первое время учат именно самостраховке и тому, как правильно группироваться при падении. Это всё работает и для велосипеда. А ещё очень важно научиться в критический момент как можно дальше отбрасывать от себя велосипед, потому что руки или ноги могут запутаться, а это приводит к более жёстким травмам».

Валерия всегда с собой берёт набор инструментов: «Велосипед в любой момент может сломаться. Даже когда меньше всего этого ожидаешь! У меня стандартный чемоданчик, но включает в себя даже съёмник шатунов и хлыст для снятия каретки. А в аптечке у меня в основном антисептики всякие, пластыри, эластичный бинт, бинты и вата».
Экипировка
Что с собой?
Чтобы следить за спортивными достижениями было сподручнее, а тренировки проходили эффективнее, существует множество гаджетов. Среди прочих мы выбрали два устройства, которые будут полезны во время тренировок на горном велосипеде – велокомпьютер с GPS Polar M460 и умные часы Polar M430.

Благодаря встроенному GPS и барометру в Polar M460 вы сможете считывать не только расстояние и скорость на маршруте, но и такие данные как уклон, среднюю скорость подъёма/спуска и высоту. Для использования устройства вам потребуется установить специальное приложение на ваш смартфон Polar Flow App, зато уже после первой тренировки вы получите сводные данные о маршруте и вашей нагрузке. О входящих звонках, сообщениях и уведомлениях вашего смартфона вы сможете узнавать, не отрываясь от руля – для этого достаточно включить функцию уведомлений в настройках. Для тех, кто любит бить собственные рекорды и быть в курсе достижений таких же увлеченных единомышленников полезной функцией окажется возможность синхронизировать аккаунт Polar Flow и Strava, выбранные сегменты маршрута будут отображаться на устройстве и после прохождения выдавать результат, который вы можете сравнить либо со своим прошлым заездом, либо с результатами покатушек других велосипедистов. И это ещё не все плюшки, которые вмещает в себя велокомпьютер: устройство всегда можно адаптировать под себя и выстроить персональный дневник тренировок.
Экстремальный маунтинбайк на 90% – технический вид спорта, и на 10% – физический, поэтому важную роль играет именно психо-физическое состояние, то, как вы подошли к выполнению того или иного элемента.
— Андрей
Часы Polar M430 отслеживают вашу активность за день, неделю и месяц, показывают, хватает ли её для поддержания здоровья (в меню есть несколько режимов, мы, конечно, выбрали горный велосипед). Устройство отслеживает шаги, дистанцию по встроенному GPS, калории и сон, а также предоставляет персонализированную цель физической активности, благодаря чему вы можете получить подробную аналитику ваших тренировок, узнать сколько калорий было потрачено и какое время вам потребуется на восстановление.
Новый Aermoo M1 не боится приключений!

Корпус аппарата защищён по стандарту IP68 и не допускает попадания внутрь влаги при погружении на глубину до 1,2 м на 30 минут. Aermoo M1 станет надёжным спутником во всех путешествиях и сможет запечатлеть самые яркие моменты не только в воздухе, но и под водой! Разрешение основной камеры – 21 Мп, она поддерживает запись видео в 4K.
Очень кстати и специальная защита корпуса и экрана от ударов, что сохранит смартфон в целости в любой экстримальной ситуации. Кроме того, гаджет снабжён копкой SOS, удерживание клавиши в течении 5 секунд производит автоматический набор номера местной аварийно-спасательной службы.

За производительность отвечает восьмиядерный процессор Snapdragon 630 или 660 в паре с 6 ГБ ОЗУ производства Samsung или Sony. Телефон поставляют с ОС Android 7.0 Nougat, все данные хранятся на 64 ГБ ПЗУ. Ёмкость аккумулятора составляет 5 580 мАч, а по USB OTG Aermoo M1 может подзаряжать от собственного аккумулятора другие устройства. На задней панели разместились сканер отпечатков пальцев и NFC, расширяемой с помощью карт памяти до 256 ГБ включительно. Экран смартфона — 5,2'', IPS.

Aermoo — российская компания, дизайн смартфонов разрабатывается в Германии, тогда как производственные процессы сосредоточены в Китае.

Редакция Risk.ru с нетерпением ждёт информации о дате поступления смартфона в продажу и его цене!

Вконтакте — vk.com/aermoo_mobile
Facebook — facebook.com/Aermoo-Mobile-RU-на-русском
Велосипед

Хардтейл или двухподвес — решать тебе, ведь всё зависит от той дисциплины, в которой ты хочешь катать. Первый обычно легче и проворнее, отлично подойдёт для прыжков, а вот на брутальном двухподвесе все камни и кочки нипочём!
Защита
Глупо считать защиту атрибутом новичков и неумех: чем надежнее ты защищаешь своё тело, тем меньше забиваешь голову сомнениями и страхом получить травму и просто наслаждаешься процессом!
Ремнабор, запчасти
Если ты планируешь в буквальном смысле долбить великом о землю, прыгая с дропов и пролетая на скорости через всевозможные препятствия, будь готов к тому, что выйти из строя может что угодно. Возьми инструменты, запасную покрышку, заплатки и насос – лучше позаботиться об этом заранее и не портить себе день.
Шлем
Основа основ. Подбирай по размеру, не экономь на качестве. Одна голова хорошо, а в шлеме – лучше!
Подходящая одежда
Шрамы и ссадины, может, и украшают, но, чтобы не обдирать руки и ноги каждой веткой, проще надеть что-нибудь из практичных материалов, желательно с длинным рукавом.
Фонарь
Веселье может затянуться, а ночь темна и полна ужасов: то корень или камень какой подвернётся, то товарищ неожиданно выскочит на съезжалку.
Телефон
Пригодится для связи или эффектного фото. Но помни – упадёшь ты, упадёт и он, так что старайся выбирать ударопрочный и водозащитный аппарат, мало ли.
Вода-еда
Экстрим-экстримом, а обед по расписанию. Ты не ты, когда голоден.
Аптечка
Стандартный набор: перекись водорода или хлоргексидин, заживляющая мазь, пластыри, бинт и нашатырь для храбрости.
Купить самое современное снаряжение – недостаточно. Чтобы стать профи, придётся долго крутить педали!
Чтобы научиться кататься на горном велосипеде, нужно развивать как физическую базу, так и техническую, тренируясь на разных спотах, например, на памп-треках – наборе поворотов и кочек, позволяющий совершенствоваться, с помощью прокачивания этих кочек. Антон объясняет, как: «Грубо говоря, как мы качаемся на качелях, так же мы раскачиваем велосипед на этих кочках – это позволит уверенней чувствовать себя на велосипеде, особенно в горах.

Помимо тренировок на улице в виде трейлов и специальных трасс важно работать над общей физической подготовкой: базу мы обычно нарабатываем в зале, кто-то занимается дополнительно какими-то смежными видами спорта, скалолазанием, вейкбордом. Лично я зимой часто хожу на батут, чтобы улучшать координацию – это очень помогает в управлении горным велосипедом, и в экстриме это помогает тоже. В детстве у меня не очень получались прыжки, кувырки, тем более сальто, мне это казалось достаточно сложным, но, открыв для себя батут, я буквально за одну зиму научился делать сальто вперёд и назад. Но самое главное, я понял, как мне это поможет лучше управлять велосипедом и собственным телом: я стал чувствовать себя уверенно даже в тех ситуациях, когда велосипед мало управляем, например, на сыпучем грунте или в дождливую погоду.

Как в любом виде спорта, в маунтинбайке важно даже не то, где и как вы
тренируетесь, а важно насколько регулярно: если часто кататься на любом велосипеде, начиная с кросс-кантрийного и заканчивая шоссейным, в том числе и экстремальным, то это в любом случае плюсик к вашему скиллу. Поэтому чем больше мы катаемся – тем лучше мы катаемся».

И всё же не все споты одинаково полезны. Как показывает практика, чтобы соревноваться на одном уровне с иностранными профи, тренироваться нужно если не в лучших, то в как минимум таких же условиях.

«Здесь специальных секретов нет, – говорит Антон. – Чтобы составлять конкуренцию на мировой арене, нужно посвятить очень много времени тренировкам, тренироваться на лучших и известных трассах. Конечно, можно обойтись компромиссами и тренироваться у нас, но, к сожалению, в настоящий момент в России практически отсутствуют серьёзные трассы мирового уровня, которые на голову выше наших, и добиться достойного результата практически невозможно. Так что нужно идти по пути, которому следовали все мировые звёзды в том же сноубординге или чём-то ещё – нужно тренироваться с самыми сильными в Европе, в Штатах, на тех трассах, на которых эти люди ездят.

И ещё у нас есть самородки, которые себя ещё покажут».
Катаясь в одиночку, можно чего-то бояться, где-то недоработать, а соревнования позволяют эту внутреннюю границу перешагнуть и сделать что-то новое.
— Антон
И в то же время говорить о том, что и в маунтинбайке мы впереди планеты всей, преждевременно. Сами наши герои признаются, что в развитии российский маунтинбайк отстаёт от мирового на десятилетия!

Андрей

«В России соревнования проходят довольно часто, особенно если взять даунхилл на Урале. Например, под Магнитогорском есть самый раскрученный курорт для велосипедистов «Банное» – там есть очень удобная и быстрая канатка и достаточно большое разнообразие по трассам – они все достаточно жёсткие, зубодробительные, но туда каждый год стягивается куча народу. В европейской части MTB-Enduro захватывает позиции – есть российская эндуро-серия из пяти этапов, географически от Петрозаводска до Сочи и Алушты».

Сергей
«В Америке горный велосипед появился где-то в 1970-х годах, и в 1990-х он появился в России – и этот отрыв очень ощущается. У нас культура катания и опыт гораздо хуже, не было ни школ, ни тренеров, которые бы прицельно обучали маунтинбайку. И если кросс-кантри как-то развивается благодаря Калентьеву, Трофимову – они что-то занимали и занимают – то экстремальный горный велосипед только начинает серьёзно готовить подрастающее поколение.

Например, мы с Антоном могли бы стать тренерами по даунхиллу, потому что прошли какую-то практику и входим, например, в топ-100, а наши ученики при должном подходе и, превзойдя нас, смогут тренировать ребят ещё большего уровня, которые смогут попасть в топ-20 и выше. Тогда сможет возникнуть уровень, способный конкурировать со спортсменами за границей.

Несмотря на Битцевскую тусовку, мы с Антоном учились сами у себя, опыт катания на Кубках мира мы сами, будучи практически пионерами, и сейчас, чтобы достичь высокого уровня нам, может быть, уже не хватает здоровья, страх какой-то появился, а молодым ребятам не хватает стабильности».
Экстремальное комьюнити – оно всегда маленькое
Это где-то 2-3 тысячи человек по всей России. Но если сравнивать с Европой, то у нас велосипед сам по себе не распространён как таковой: у нас велосипед ассоциируется, скорее, с дачей, прогулками и так далее. А за рубежом к этому относятся серьёзнее и активно используют его как средство передвижения, тренируются на нём. У нас эта культура только зарождается, велоспорт становится популярнее, развивается городской велосипед и инфраструктура, байкпарки, но мы всё ещё отстаём. И если в городе уже перестали удивляться и спрашивать, сколько стоит велосипед, то курорты всё ещё боятся организовать трассы и осваивать новое направление, хотя это хороший вариант занять склон на летний сезон.
Маунтинбайк – не просто сумасшедший, но и сумасшедше зрелищный спорт.
Вот вам подборка невероятно крутых видео с такими звездами как Дэнни Макаскилл, Седрик Грасия и другими райдерами от бога! Хотя иногда кажется, что они продали душу дьяволу!
Антон вспоминает фразу: не страшно – не интересно. И продолжает: «Про страх спрашивают все, мол, страшно? Конечно, страшно. Мне точно. Но если бы не было страшно, не было бы повода перебарывать этот страх.

Каждый раз, садясь на велосипед всегда немножко страшно. Перерывы – они всегда сгущают краски. Стоит чуть-чуть отложить велосипед в сторону, в следующий раз, приезжая на то же самое место, на трамплин, который 150 раз прыгал, уже задумываешься.

Но можно со страхами бороться!
Это интересно, но важно это делать понемногу, не стоит сразу выше головы прыгнуть, помнить, что ты умеешь, а что подзабыл.

Как я борюсь со страхами? Всё очень просто. Я подъезжаю к препятствию, оцениваю его сложность и дальше решаю для себя: готов я или нет. Если я не готов сегодня, то я просто его объезжаю! И в последующие дни, проезжая мимо, я привыкаю к нему, проговариваю скорость, длину, которую нужно преодолеть. А потом просто беру и делаю!»

Чтобы выполнять что-то хотя бы отдалённо похожее на то, что делают звёзды MTB, нужно раз и навсегда договориться со своей головой о правилах игры.
Маунтинбайк даёт мне новые краски в жизни! Так как я работаю дома и большую часть времени провожу там, мне нужен какой-то выброс адреналина. Поэтому MTB стал для меня хорошим решением: у меня два велосипеда – хардтейл и двухподвес – и я могу как выехать в парк покататься, так и вырваться на памп-трек.
Валерия
В велосипеде всегда есть простор для саморазвития: ты ищешь новые траектории, едешь по ним и испытываешь кайф от этого! Но начинается это тогда, когда ты полностью расслабляешься на велосипеде, не зажимаешься, а просто катишься. Это уже не борьба с собой, трассой, велосипедом, а чистое удовольствие от того, что ты делаешь.
Андрей
Маунтинбайк – такой вид спорта, где нужно соизмерять риск со своими возможностями. Можно чуть-чуть закрыть глаза, отключиться и выдать на полную, но нужно понимать, чем это чревато.
Антон
Можно ехать вниз и бояться, но когда ты почувствовал это состояние, когда ты несёшься вниз и ты един со своим велосипедом, ты понимаешь, что ты делаешь, обрабатываешь эти огромные прыжки, корни, трамплины, дропы, и ты валишь на всех парах – вот это и есть та самая вершина наслаждения от горного велосипеда!
Сергей
Команда проекта
Продюсер – Наталья Киселёва
Авторы – Елена Дмитренко, Любовь Мориц
Съёмки и монтаж – Андрей Копылов
Дизайн и вёрстка – Михаил

Благодарим за предоставленные фото Антона Румянцева, Андрея (Vlomoboy) Алаторцева и Сержа Мальцева.
Made on
Tilda