Скитур мечты на Северном Ледовитом океане

У каждого фрирайдера есть мечта


Наши герои: Макс Панков, Глеб Скрыпин, Алексей Хлопов, Денис Кочергин, Анастасия Хлопова
Некоторые вещи происходят, потому что одни люди поднимают других на подвиги. Герои этой истории ввязались в авантюру, потому что её предложил Макс Панков. Эту мечту он вынашивал 10 лет.
Максим Панков: «Идея родилась очень давно, когда мы ещё занимались организацией Backcountry лагерей на Кавказе и в Хибинах, где-то в начале 2000-х годов. Мне очень хотелось небольшой командой съездить в отдаленные уголки страны, покатать, поснимать… Я просто очень люблю Север, вот и Шпицберген манил суровостью Арктики и великолепием природы. Прошло более 10 лет, и всё сложилось, и нашлись люди, которым это тоже стало интересно!»
Максим Панков
Профессиональный сноубордист и гид, опытный лавинщик, главный инженер-метеоролог курорта «Горная карусель», музыкант и романтик
Макс, со своей стороны, уже рассказал эту историю. Так что мы пошли к его «соучастникам», чтобы кусочки пазла, наконец, сложились в яркое живописное полотно.
Глеб Скрыпин
Путешествует чуть больше, чем может себе позволить, и значительно меньше, чем хотел бы; катается на сноуборде, ходит под парусом, фотографирует и чем только ни увлекается
Алексей Хлопов
Опытный лыжник и бизнесмен в телевизионной индустрии; живёт и дышит горами; поэтому, чтобы не разлучаться с ними, поселился в Мекке российского фрирайда – Красной Поляне
Денис Кочергин
Руководит компанией и делает наш мир лучше, обожает сноуборд и альпинизм; готов пересечь полмира, чтобы катнуть в новом интересном месте в хорошей компании
Анастасия Хлопова
Всю жизнь думала, что экстрим – не для неё, а теперь не представляет жизни без фрирайда и фотографии, которая даёт возможность поймать за хвост эмоции и чувства
Анастасия Хлопова: «У всех детей есть мечта. Кто-то хочет быть космонавтом, кто-то ученым, кто-то моряком. А я с детства мечтала побывать на обоих земных полюсах. Сначала получилось с Антарктикой, потом добралась и до Северного полюса. Не могу сказать, что хотела побывать именно на Шпицбергене, но эта поездка сама по себе стала финальной точкой в осуществлении такой далекой детской мечты».
Глеб Скрыпин: «Для меня это приключение началось с поста Лёши Хлопова в Facebook. Он написал: «Кто с нами на Шпицберген? Предупреждаю: авантюра!» Я сразу вписался!»

Это Макс заразил Лёшу, а Лёша действует быстро! За несколько дней, если вообще не за день, в комментариях к тому посту Лёши основная команда и собралась. Дальше было много чего. Кто-то хотел поехать, но не смог. Была мысль поехать микроавтобусами до Трёмсё. Была большая свистопляска с лодкой, свистопляска поменьше – с гидом, но зато совершенно адская свистопляска с оплатой.

Но с самого начала план был приключенческий. Лодка (яхта, на которой мы ходили) шла на Шпицберген из Трёмсё, поэтому можно было на нее погрузиться там и дойти до Шпицбергена морем. А в Трёмсё можно доехать из Москвы на машинах. Это решает проблему с объемом и весом багажа, закупкой провизии. В Норвегии очень высокие цены (примерно те же, что и в Москве, только в норвежских кронах; одна крона – примерно восемь рублей). Плюс можно посмотреть Европу и Норвегию по дороге (я ездил на машине по Норвегии в апреле и абсолютно это рекомендую). Но нужны машины. В итоге от этого варианта мы отказались».
«Кто с нами на Шпицберген? Предупреждаю: авантюра!» Я сразу вписался!
— Глеб Скрыпин
Алексей Хлопов: «У меня никогда не было какой-то особой цели «поехать на Шпицберген». Раньше я смотрел в сторону крайнего Севера, но никогда там не был, даже в Хибинах. Была попытка поехать на хели-ски в Гренландию, но тогда всё сорвалось в последний момент из-за отказа половины группы от полётов. Многие друзья были в Исландии, в той же Гренландии и на Камчатке в формате ski&sail. У меня же такого опыта не было. Как и опыта путешествия на парусной яхте. На моторной я ходил на Галапагосах, а на парусной – никогда.

И вот в 2015 году я гостил у Макса Панкова, и он начал рассказывать про свою давнюю мечту – Шпицберген. Потом я переехал с семьей жить в Поляну, где как раз живёт и работает Макс, и мы приступили к реализации задуманного. У нас вообще в части авантюр между словом и делом очень маленькая дистанция: «А может в Эквадор на Вулкан?». Поверьте, этого достаточно. Меня окружает много авантюристов, и найти достойную и проверенную компанию получилось очень быстро: Глеб, Денис, Настя. Нас притягивало место, где мы не были. И у Макса так глаза горели... В самом деле, представьте романтику: 78-я параллель, медведи, особый статус архипелага, возможность сравнить воочию Арктику и Антарктику.
Шпицберген (нем. Spitzbergen), также Сваальбард (норв. Svalbard) Грумант — обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76°26' и 80°50' северной широты и 10° и 32° восточной долготы. Северная оконечность королевства Норвегии с административным центром в городе Лонгйир. И хотя на острове Западный Шпицберген расположен российский населённый пункт — посёлок Баренцбург, а также ныне законсервированные посёлки Пирамида и Грумант, Шпицберген – место, где до сих пор бывало совсем немного русских.
Особых требований к тем, кто едет на Шпицберген, нет. Если вам нужно напоминать про мусор, то ОК – мусорить нельзя. Нельзя ничего перемещать и трогать на берегу. Ничего. Так проще, чтобы не вникать в детали. Шпицберген – всё же особая экологическая зона. Ну и медведи. Нельзя сходить на берег без ружья. Запрещено. Белый медведь просто нападает и ест. Без предупреждений. Мы ни одного медведя не видели. Только следы, и те с лодки. Но у гида всегда с собой заряженное ружьё и средства для отпугивания медведя. Кстати, взять ружьё на прокат может любой желающий, если заранее позаботиться о бумагах. Нужно получить, перевести и заверить справку об отсутствии судимости и подготовить другие бумаги, перечень которых можно найти в интернете. Алкоголь с собой везти не нужно».
Глеб Скрыпин: «С алкоголем волшебная история вышла. С самого начала мы почему-то считали, что без алкоголя на лодке никак. Мы знали, что в Норвегии высокие цены, а на алкоголь – безумно высокие. Поэтому планировали везти алкоголь из России. Когда от приключенческого варианта «ехать на машинах» отказались, встал вопрос, как завезти алкоголь, потому что его ввоз в Норвегию ограничен. Плюс ограничен ввоз сигарет, а Лёша с Настей курят. В итоге Лёша попросил всех привезти сигарет, а сам взялся везти алкоголь. Сигарет в итоге оказался избыток. А потом мы с прибывшим на лодке Максом пошли в магазин в Лонгйире и обнаружили, что алкоголь там дешевле, чем в Москве! Шпицберген – зона беспошлинной торговли».

Денис Кочергин: «Еще здесь очень выгодно прикупить снаряжения. Например, какую-нибудь обновку прекрасной норвежской фирмы Norrona, которую у нас особо-то и не купишь, да ещё и стоит она здесь в 1,5-2 раза дешевле».

Вывод: Многое можно купить на месте, например, алкоголь. Цены на Шпицбергене значительно ниже, чем в «континентальной» Норвегии. Какие-то специфичные продукты (скажем, сублимированное мясо) вы, возможно, не найдете, но все обычное найдете совершенно спокойно. Вплоть до ананасов.
Магия парусов
Sailing backcountry (sail&ski) как занятие вообще выделяется само по себе. В России скитур только начал быть заметным, а прибавьте к нему парусный спорт. У нас такая программа есть только на Камчатке. В мире, конечно, таких мест побольше (те же Люнгенские Альпы) и больше людей, которые переживали такой опыт. В части «sailing», как считает Алексей Хлопов, «магия» заключена в ведре и умении быстро пристегнуться к страховке, если под рукой ведра нет. А в части «backcountry» – в тишине и подъеме. С каждым шагом ты видишь больше, чувствуешь больше. Только ты, твои друзья и вы сами по себе в абсолютно диком месте. Не хочется торопиться, не хочется останавливаться. Хочется идти и идти, чтобы больше увидеть, понять, почувствовать.
Конечно, не обходилось и без крокодильих слёз от усталости, стекающих из-под лыжной маски, но обычно жажда приключений и конечный результат, когда стоишь на вершине и вдавливаешь кнопку затвора на фотоаппарате – это тот волшебный ластик, который в мгновение ока стирает все отрицательные эмоции.
— Анастасия Хлопова
Денис Кочергин: «Sail&ski на архипелаге – это отдельная философия. Это не просто «каталка» и даже не просто бэккантри, это путешествие в действительно удивительном диком краю на яхте среди льдов, морских котиков, белых медведей, полярных оленей и лисиц, и бэккантри по нетронутым склонам в одном флаконе! Здесь нет привычной спешки в поисках нового склона, ограничений продолжительности светового дня: любой склон – новый и девственно чистый, полярный день – круглые сутки. Выбирай свой темп и ходи хоть круглые сутки напролет. Некуда и незачем спешить».

Анастасия Хлопова: «На мой взгляд, с таким видом удовольствия может справиться даже совсем новичок. Тут всё зависит от физического состояния и силы духа. А может быть даже сила духа – решающий фактор.

Важен настрой. Именно он определяет, насколько человек готов к преодолению трудностей. Взять меня, к примеру. Я не могу сказать, что физически очень сильна. Но успешность всех моих спортивных вылазок всегда определялась настроем на достижение результата. Да, конечно, не обходилось и без крокодильих слёз от усталости, стекающих из-под лыжной маски, но обычно жажда приключений и конечный результат, когда стоишь на вершине и вдавливаешь кнопку затвора на фотоаппарате – это тот волшебный ластик, который в мгновение ока стирает все отрицательные эмоции.

Если же говорить о технической стороне вопроса – тут важно, кто ваш гид, знает ли он о вашем уровне подготовки и готов ли быть не только проводником, но и немного инструктором, если у вас мало опыта. Сам по себе скитур – техника совсем не сложная, быстро усваиваемая, научиться можно прямо в процессе. С техникой спуска всё не так однозначно, поскольку состояние снега в Арктике очень вариативно даже в условиях одного спуска, поэтому умение кататься на лыжах или доске, конечно, не помешает. Но если вы счастливый обладатель супер-способности «спуститься как угодно, хоть ползком» – вам переживать не стоит, получите новый опыт и кучу полезных навыков и эмоций».


Маленькие большие горы
Горы на Шпицбергене относительно невысоки – 700-900 м над уровнем моря. Высшая точка на острове – 1700+, но большинство гор ниже. Звучит несерьезно. Однако не забывайте, что вы стартуете с уровня моря. Это 700-900 метров перепада, что, конечно, далеко не рекорд, но уже кое-что. Здесь есть всё, что вы нашли бы в больших горах: уклон, кулуары, скальные и ледовые сбросы, трещины, ледники (особенно ледники!), жёсткая корка и лёд, белая мгла (этого много!) и всё остальное. Иногда вы смотрите на стену, прикидываете линию спуска и думаете: «Это Freeride World Tour!».
Следы лавин мы видели везде. Одну, вполне достаточно серьёзную, сорвали сами. Пусть в цифрах эти горы невысокие, но считать их несерьёзными будет ошибкой. Здесь очень, очень есть что катать. Опять же, посмотрите фотографии. Несколько раз мы просто специально снимали места, которые хотелось бы проехать.
— Глеб Скрыпин
Особенности
Плоские ледники на подходах

Очень часто ваш подход будет по леднику. И этот ледник будет плоским, по крайней мере поначалу. Он начнётся почти от самой воды и будет медленно и плавно набирать высоту. На таких ледниках редко бывают трещины, но верёвка для связки не помешает.

Полярный день

- Солнце не заходит. Вообще. К этому трудно привыкнуть. Но если это осознать и использовать, то можно увидеть два больших преимущества.

- Нет ограничения вроде «закончится световой день». Не закончится. Вы можете выйти на гору в 4 часа вечера (даже в 8 часов вечера!), и это не будет проблемой. Вы можете остановиться на перекус или фотосессию, и вас не будет подгонять график. В общем, есть погода – иди. Нет погоды – сиди или спи.

- Вы не ограничены одним выходом в день. Вы можете сходить куда-нибудь на 4-5 часов, вернуться на лодку, несколько часов поспать, пока лодка идёт к другой точке, и опять ходить 4-5 часов. И так по кругу. Единственное ограничение – мокрая снаряга. Нужно придумать, как при таком графике быстро сушить обувь и одежду.

Погода

- Это остров. И горы. Погода здесь меняется не то, что быстро – моментально. Причём это влияет как на ваш скитур, так и на ваши перемещения на яхте. Один раз герои нашей истории были вынуждены отменить выход, потому что через 4-5 часов должен был прийти сильный встречный ветер с волной, и из-за этого следующий переход на яхте затянулся бы на 20 часов вместо 12. Им пришлось выйти в переход раньше, чем планировали, чтобы пройти открытое место до непогоды.

- Белая мгла (Whiteout) тоже может наступить стремительно, и это действительно серьёзно. Привычных ориентиров еще меньше, чем в «обычных» горах: нет растительности, а масштаб рельефа сопоставить очень сложно (см. выше про «маленькие большие горы»). Один раз группа шла по плоскому леднику, пока гид внезапно не остановился. Он скатал снежок и бросил его перед собой. Снежок ушёл далеко вниз: в леднике была «ступенька» высотой метров десять, которую было совершенно не видно.

- Информации для статистики маловато, но по ощущениям группы, «ночью» (по часам) менее облачно, чем днём.

- Не забудьте захватить солнцезащитные очки и крем от загара. Да, здесь невысоко. Да, это Арктика, солнце низко над горизонтом. Зато оно висит над ним весь день, а вы окружены снегом.


Арктика

- Это за Полярным кругом. Ню-Олесунн ближе к Северному полюсу, чем любое другое постоянное поселение в мире (а Лонгйир – севернее, чем любое поселение с численностью более 1000 человек). Само по себе понимание этого выделяет Шпицберген. Вы находитесь в том месте, книгами о котором зачитывались в детстве (да и сейчас зачитаетесь, если такая книга попадёт вам в руки).

- Природа. Шпицберген выглядит не так, как любые другие горы, к которым вы привыкли. Добавьте к этому то, что горы подходят к воде, и вообще всё вокруг наполнено водой и отражается в воде, и вы получите множество совершенно безумных видов. Даже профессиональные фотографии не передают ощущения полностью.

- Ледники в воде (и льдины). Вы подходите близко к леднику, который обрывается прямо в воду. Вы обходите льдины, которые даже на поверхности больше, чем ваша лодка (а сколько этой льдины под водой, даже не видно). Они белые, серые, пронзительно-синие.

- Живность. Моржи, тюлени, полярные лисы, множество птиц (очень много птиц), северные олени. Белые медведи там тоже есть. Собственно, это мир, в котором живут не люди, а все вот эти звери и птицы. Люди здесь в гостях. И звери не слишком-то людей боятся: тюлень на льдине откровенно позировал фотографам, олень позволил подобраться к себе метра на три, птицы вообще взлетали только перед самым носом яхты, а то и не взлетали, а просто ныряли. Только морж демонстративно поднял голову в сторону яхты и продемонстрировал бивни: мол, близко-то не подходите.

- Остатки исследовательской эпохи. Есть такое направление (в литературе, изобразительном искусстве и ремёслах, мультипликации и кино) – стимпанк. Вот это он. Гигантские шестерни, механические краны, вагонетки. Старые хижины. Причальная мачта для дирижабля! Эпоха освоения Шпицбергена попала на самое, пожалуй, романтичное время в технологическом развитии человека – на время пара, сложных механических устройств, дирижаблей. А поскольку здесь всё это не разрушается и не застраивается, оно сохранилось.
Шпицберген выглядит не так, как любые другие горы, к которым вы привыкли. Добавьте к этому то, что горы подходят к воде, и вообще всё вокруг наполнено водой и отражается в воде, и вы получите множество совершенно безумных видов. Даже профессиональные фотографии не передают ощущения полностью.
Фотография

Несмотря на то, что на лодке было три человека с зеркалками, команда не озадачивалась фотосессиями. Но Глеб обещает, что вы почти всегда сможете построить кадр, в котором помимо райдера одновременно будут горы с большим уклоном и море. Шпицберген — это почти всегда катание с видом на фьорды и соответствующий задний план для снимков. Кроме того, это всегда «косой» свет, поскольку солнце низко над горизонтом. Не говоря уже о безумных цветах, которые могут появиться в любой момент в просвете между облаками. Правда, к сожалению, «режимное время» (мягкий теплый свет, который бывает на рассвете и на закате) в полной мере в конце мая уже не наступает, солнце слишком высоко. В любом случае рай для фотографа!

Безопасность

- Вы не можете рассчитывать на спасателей. Совсем. Спасатели прибудут через день-два, если повезет (и это будет стоить безумных денег). Поэтому вы берете на себя меньше рисков. Группа ходила с гидом, и для Макса с компанией «меньше рисков» выражалось, например, в решимости гида вести их в то или иное место – с большим запасом прочности.

- Белые медведи. Они здесь есть, и они представляют объективную опасность. Белый медведь рассматривает человека как еду. Не как опасность, не как конкурента. Как жертву. Пищу. Поэтому на архипелаге выход за переделы населённых пунктов без винтовки запрещён. У наших героев винтовка была у гида, плюс один из участников всегда брал на выход небольшие одноразовые ракетницы, которые также отпугнут медведя. Высадка в этих краях всегда – «первый на берег и последний с берега – человек с винтовкой». Если вы не можете убедиться, что медведя поблизости нет, вы не высаживаетесь.

Гиды и лодки

- Судя по всему, людей, которые знают местность, не так уж и много. Однако сейчас архипелаг набирает популярность, с годами их станет больше.

- То же самое с лодками. Глеб рассказывает, что они видели на месте пару лодок, которые явно там промышляют sailing backcountry, в том числе одну побольше, чем их. Но так просто нанять там яхту команде не удалось. Но сюда едет всё больше людей, так что лодок станет больше. Радоваться этому или нет – хороший вопрос!
Паруса

- Помните про полярный день? Нет ночных переходов! В том смысле, что темно не бывает. Летом, конечно!

- Стоять на штурвале холодно. Даже если кокпит укутан полиэтиленом. Даже несмотря на то, что яхта обогревается, и тепло из неё выходит в кокпит. Холодно. Вы надеваете на себя всё тёплое, что у вас есть, и вам всё равно холодно, потому что вы почти не двигаетесь.

- Обогрев яхты. Без него ваше приключение закончится, не начавшись.

- Льды. Это серьёзно. Льдина может почти не выступать из воды, вы её с места рулевого не видите визуально (нужно быть на носу), вы её не видите на радаре, а она есть. И вы можете очень крепко приложить об нее лодку. Поэтому наши герои наняли алюминиевую лодку.

- Глубины. Когда вы высаживаете группу, вы хотите подойти ближе к берегу, и там может быть мелко. Иногда вы будете стоять в бухтах с глубинами 3-4 метра, а то и меньше. Складывающийся киль – must have.

- Кстати о высадке. У лыж и сноубордов есть канты, и они острые. А есть ещё палки и даже кошки. Обычный надувной резиновый тузик вам не подойдёт. Нужна лодка, у которой будет жёстким хотя бы днище.

- Инфраструктура. Заправиться вы можете в Лонгйире и, возможно, в Ню-Олесунне. И всё. Ветра во фьордах легко может не быть.

- На лодке должен быть опреснитель! Вы не напасетесь пресной воды, даже технической, на свою компанию плюс команду судка на неделю-две вперёд. Скитурщики же мыться хотят! Каждый день! А заправляться водой негде.

- Карты. Нет уверенности в том, что регион хорошо картирован. По мнению того же Глеба, капитан яхты и его команда не очень доверяли картам в чартплоттере.

Инфраструктура

- На архипелаге (за исключением окрестностей Лонгйира) инфраструктуры нет. Совсем. Нет дорог, автомобилей, причалов, маяков (за исключением нескольких точек). Слова «вы тут сами по себе» здесь не пустой звук. Если вы хотите куда-то добраться – сами придумывайте, как вы это сделаете.

- С другой стороны, в Лонгйире и ближайших окрестностях инфраструктура неожиданно хорошая. Разочаровывающе хорошая. Вы хотите съездить в Арктику? Это так же легко, как слетать в какую-нибудь курортную страну. Здесь есть отели на любой вкус, рестораны, магазины на любую потребность (снаряжение, продукты, что угодно), есть даже спа-салон. Сюда можно прилететь на выходные! Это означает, что если вам чего-то не хватает, вы сможете это закупить в Лонгйире. Но только там. В Ню-Олесунне вы найдете только бар (и он открыт пару дней в неделю), а в Баренцбурге туристическая инфраструктура только начинает развиваться.

Как добраться
  • Стандартный маршрут выглядит так: самолет Москва – Осло – Лонгйир. Осло-Лонгйир летают SAS и Norwegian. В летний сезон в Лонгйир летает четыре рейса в день. Norwegian дешевле, но летает через день, и это дискаунтер, так что за багаж нужно платить.

Как можно сэкономить на перелете:

- У Norwegian дешевле платить за все услуги на сайте, чем на месте. Сразу заказывайте и оплачивайте багаж на сайте.

- У SAS лыжный багаж бесплатный, но не в дополнение к основному, как мы привыкли, а вместо него. То есть у вас может быть одно место багажа.

Вывод: ехать с одним большим чехлом получается дешевле, чем с сумкой/рюкзаком и небольшим чехлом.

Также учитывайте, что у «Аэрофлота» аттракцион невиданной щедрости «лыжи бесплатно» заканчивается 1 мая. И цена перевозки дополнительного места багажа у него выше, чем у SAS!

  • Стыковку, скорее всего, придется провести в аэропорту или в Осло: «Аэрофлот» прилетает так, что вы не успеваете в тот же день на рейс до Лонгйира. Так что проще всего лететь утренним рейсом, забросить вещи в отель в аэропорту и потом поехать погулять по Осло (экспресс идет каждые десять минут и добирается до города минут за 20-30). В аэропорту Radisson Blu и Park Inn доступны пешком, но они дороже. В несколько других отелей ходит shuttlebus (70 крон в одну сторону), зато они дешевле. Booking.com вам в помощь. Глеб рекомендует Gardermoen Airport Hotel с той оговоркой, что кухня у них закрывается в 22:00. Учитывайте это. «Шаттлы» ходят по расписанию, вы найдёте его в аэропорту рядом со стойкой информации и в отеле.

В Осло стоит дойти до гавани, сесть на регулярный паромчик, перебраться через залив к «Музею Фрама». «Фрам» – это корабль, который использовали основные экспедиции первоначального исследования Арктики. В музее представлен он – целиком весь корабль, а также целая экспозиция о том, как это происходило. Очень интересно и в тему, если вы летите на Шпицберген.

  • Можно улететь чартерным рейсом из Москвы в русский городок Баренцбург. Чартеры организует компания «Арктикуголь» (перелёт всё равно в Лонгйир, а затем переброска в Баренцбург). А для тех, кто хочет полного погружения в Арктику, есть возможность совершить переход из северной Норвегии на яхте прямо на Шпицберген. Большинство яхт зимует на материке, поэтому к сезону их перегоняют на архипелаг. Стать частью команды яхты на время перехода – обычная практика, большинство компаний, организующих sail&ski или просто sail на Шпицбергене, это практикуют. Правда, за вознаграждение.

  • В целом если вы ориентированы на пакетный отдых, у вас нет шенгенской визы и не очень хочется ее делать – воспользуйтесь предложениями русской компании «Грумант». Компания предлагает интересные морские круизы летом, замечательные туры на снегоходах зимой.

Если вы больше любите самостоятельный отдых и спортивные подвиги – вам дорога в Лонгйир, там множество гидов, любые виды активности, прокат любого снаряжения, снегоходов, каяков и прочего. В городе достаточно отелей, от хостелов до 5*, много ресторанов, шоппинг-стрит, торговые центры. Все отели есть на Booking.com, рестораны и компании, организующие туры, легко находятся в интернете. Морские путешествия в основном организуют норвежские компании. Они организуют что угодно на ваш вкус – от «матрасного» круиза на яхте с обзором ледников до экстрим-приключения sail&ski.
Маршрут команды по фьордам Шпицбергена
Сезон для sailing backcountry в основном определяет навигация и в основном это вторая половина мая. Температуры в это время примерно -1– +3° С. Состояние снега – от жестких ветровых или инсоляционных корок до чуть подсевшего (слегка увлажненного) весеннего снега, хотя не исключено и попасть на сухой зимний снег. Лавинная опасность есть везде, где есть снег и склон, так что всегда надо продумывать маршруты подъёма и спуска.

Максим Панков: «Люди здесь бывают всё чаще. В последнее время Арктика очень популярна, но дело в том, что тут бесконечно много вариантов для скитура и бэккантри. И не только на снегоходных забросках, но и на «сейлинге».

Идешь ты на яхте вдоль берега, видишь красивую гору или интересный склон, бросаешь якорь и катаешь… Просто взгляните на карту Шпицбергена! Но, прежде всего, надо понимать, что по плану всё не пойдет – это Арктика, и в этом путешествии есть доля авантюры».

Денис Кочергин: «Погодные условия на Шпицбергене действительно суровые. Находясь на маленькой 30-футовой яхте в Арктике, вы зависите от ветра и волн, айсбергов и просто плавающих кусков льда, дрейфующих в бухтах туда-сюда вместе с приливами и отливами. Важно тщательно выбирать бухту для остановки, учитывая возможность высадки на берег. Температура воды всего +4, поэтому о каком-либо спасении на водах не может быть и речи. К этому добавляется зависимость от состояния снега. Рядом с водой снег всегда «сложный» – может быть задут-передут, влага от океана часто способствует образованию фирновой или даже ледовой корки, на каких-то склонах он может быть выдут жёсткими северными ветрами полностью. Полярный день смешивает ваши привычные биоритмы, растягивая сутки до бесконечности. Спать ночью при солнечном свете тяжело, поэтому в каютах нужно зашторивать форточки и контролировать свой сон – в прямом смысле слова заставлять себя идти спать.

Приезжать на Шпицберген с настроем в стиле «значит так: сегодня мы на этой вершине, завтра там, а послезавтра переходим на яхте и катаем вот здесь» не получится. Будете катать «и там, и где-то вон там», но только тогда, когда матушка-природа вам позволит. Поэтому расслабьтесь и приготовьтесь получать удовольствие не от реализации своего «идеального плана», выстраданного на основе гугления дома в тёплом кресле с чашкой чая, а просто от происходящего вокруг вас «незапланированного». Сюда не едут за паудером. Людей манит аскетичная северная природа, которая создает изысканный коктейль море-горы-снег-фьорды-ледники, отсутствие в радиусе десятков километров вокруг себе подобных, прикосновение к той самой настоящей wildlife и возможность насладиться всем этим в неспешном формате бэккантри. Каждый шаг вверх открывает взору новые горизонты и эпичные виды, а сознание замирает от восторга. И, конечно же, льды-льды-льды, гигантские хаотичные нагромождения льда, падающие прямо в мировой океан. Вот почему это место влечет людей со всех уголков мира».
Сезон для sailing backcountry, в общем-то, определяет навигация и в основном это вторая половина мая. Температуры в это время примерно -1– +3° С. Состояние снега – от жестких ветровых или инсоляционных корок до чуть подсевшего весеннего снега, хотя не исключено и попасть на сухой зимний снег. Прежде всего, надо понимать, что по плану всё не пойдет – это Арктика, и в этом путешествии есть доля авантюры.

Макс Панков
Анастасия Хлопова: «Путешествие на маленькой яхте где-то в затерянном мире ледников и белых медведей – это как дружеский подзатыльник, который выдергивает тебя из комы привычного обыденного существования и заставляет включать все внутренние ресурсы, как психологические, так и физиологические.

Во-первых, это ограниченное пространство яхты, где приходится включать все навыки коммуникации и бытовой толерантности. Здесь не получится бросить свои носки посреди комнаты, потому что они окажутся в чьей-то тарелке. Умываться и чистить зубы тоже придется быстро, потому что пресной воды в баке всего 300 литров, а желающих ею воспользоваться – 9 человек. И еще куча таких, казалось бы, мелких моментов, которые в столь ограниченном пространстве принимают колоссальные масштабы.

Но, конечно, самое главное – это атмосфера внутри коллектива. Такое тесное сосуществование обязывает к терпению и внимательности. Если вдруг назревает конфликт, нет возможности уйти и хлопнуть дверью (разве что прыгнуть за борт). У нас была очень дружественная компания, позитивная. Но острые моменты всё равно случались. И тут как раз становилось очевидно, насколько важно уметь работать именно в коллективе, где твое собственное мнение – это всего лишь одна из частей общего решения. Мне как единственной женщине в команде часто приходилось идти на внутренние компромиссы, особенно в вопросах выбора маршрутов.

Для меня поездка в Арктику – это далеко не только спорт. Ты же понимаешь, что не будешь ездить сюда каждый сезон. Поэтому помимо желания оставить первую линию на девственном склоне одной из вершин хотелось ещё обойти как можно больше разных мест, включая как удаленные научные города, так и необитаемые природные закоулки. Это мое желание далеко не всегда сочеталось с мнением всего нашего спортивного коллектива. Но всё же нам удавалось найти решение, устраивающее всех.

Тяжело было и с физической точки зрения. Подъёмы были не самые высокие, насколько я помню, самый протяженный был около 900 вертикальных метров. А я люблю скитурить и кататься на одних лыжах – К2 Pontoon – что всегда является предметом искрометного юмора в мой адрес.

Да, согласна, это не самый лёгкий вариант для скитура. Но для меня всегда важно, насколько комфортно мне будет спускаться, а уж подняться – как-нибудь доползу. Поэтому я всегда самый медленный член команды и самый уставший. Но в этом парни меня всячески поддерживали, за что им огромное спасибо. Как-то я отстала на треке от Дениса, и потом пришлось его догонять. Только приблизилась, как он обернулся и засмеялся: «Ну, ты просто Терминатор! Я даже испугался немного!» А это просто мои лыжи в сочетании со стуком креплений и скрипом видавших виды ботинок издают звуки, очень похожие на движения робота. Так они потом и называли меня!

Естественно, скитур по ледникам – это всегда дополнительная опасность и предельная осторожность. Но именно с точки зрения техники для меня не было никаких открытий, поскольку всё это знакомо мне и уже было пройдено в Антарктике. Единственное, что действительно заставляло потрудиться – это долгие подходы к точкам непосредственного подъёма на вершину. Да, все они были с минимальным уклоном, но очень большой протяженностью. Часто возникало ощущение, что ты вроде уже находил дневную норму, даже не начав подниматься на гору. И то же самое на спуске, когда ты не просто скатываешься к месту забора на яхту, а скитуришь к нему обратно, правда, уже без камусов, как на беговых лыжах».


Сюда не едут за паудером. Людей манит аскетичная северная природа, которая создает изысканный коктейль море-горы-снег-фьорды-ледники, отсутствие в радиусе десятков километров вокруг себе подобных, прикосновение к той самой настоящей wildlife и возможность насладиться всем этим в неспешном формате.
— Денис Кочергин
Потенциал этого региона огромен. Множество вершин, на которых, по всей видимости, никто не был. Кулуары, которые неудержимо манят и которые, скорее всего, никто никогда не проезжал. Гигантская территория внутри архипелага. Труднодоступная и потому крайне редкопосещаемая.

Но и здесь есть ограничения, установленные местными властями и государством. Вертолётные полёты здесь не разрешены, а выходы нужно согласовывать (этим занимались гид и капитан судна). Ещё одно ограничение – цена. Перелёт, аренда яхты, снаряжение – всё это стоит денег. Вряд ли в ближайшем будущем сюда можно будет поехать с бюджетом поездки в Сибирь или Красную Поляну. Но если вы хотите попасть сюда – к девственным склонам и головокружительным красотам – не откладывайте!
Об этом путешествии я буду рассказывать внукам.

— Глеб Скрыпин
Понравилось? Поделись с друзьями!
Текст и фото:
Максим Панков, Глеб Скрыпин, Анастасия Хлопова, Денис Кочергин, Алексей Хлопов

Авторы проекта:
Елена Дмитренко, Элина Захарян, Татьяна Федосова
Made on
Tilda